Вчера начала смотреть 4 сезон Винкс, на середине статьи Белинского про Печорина я просто грезила мечтами о том, как скачаю себе все серии.
Выживаем, как можем.
С Белинским как-то неловко вышло: я с ним рассталась курсе на втором с тем, чтобы больше никогда с ним не встретиться. И вот на тебе.
Умен и проницателен, но часто как-то мило наивен. Все вспоминаю слова Г.: когда читаешь эту статью, создается ощущение, что Белинский - Белинский! - как юная и наивная княжна Мери очарован Печориным, его игрой, его печалью и т.д.
Боги, он пересказывает всю книгу. С комментариями. Пфф, ладно. Я его понимаю, целое художественного произведения, из которого хочется выписывать куски, да что там, просто поместить весь текст, потому что ну вот же как все прекрасно сказано! если это вам ничего не объяснит, то я не объясню и подавно.
Но
Ладно, просто другой век, другие представления о том, что такое литературная критика и т.д.
Представляла еще презрительный взгляд Лермонтова, читающего эту статью. Впрочем, понятия не имею, что он там на самом деле делал.
Но я пофейспамила с этого "автор хотел выразить именно это и это у него прекрасно вышло!".
И прекрасный финал, где Белинский сомневается, что г-н Лермонтов порадует читателя еще романом про Печорина (в 2015 предположение 1840го вызывает грустяку), но отмечает, что если таковой текст и появится, то Печорин там попытается воскреснуть, чтобы разочароваться. И действительно спасет его только любовь женщины (настоящей такой, женственной женщины, женщины, обладающей настоящим женским чувством собственного достоинства, и личностью с _глубокой_душой_). Можно вспомнить историю про предложение школьницы на уроке литературы "раз ему так не везет с женщинами, может, попробовать с мужчинами?" Но думаю, никто из людей Печорина не достоин - просто потому что он настоящий романтический герой (еще и с намеками на демоническую сущность). Это тоже грустно, кстати.
А еще вспоминаются другие слова Г.: "Меня всегда поражала эта наша функция в литературе - функция лакмусовой бумажки". Помнится, я даже не сразу поняла, о чем речь. Хороший герой тот, кого в конце концов выбирает женщина, понимаете. Ну и так далее. В очередной раз думаю, насколько я, как читатель, никогда не ассоциировала себя с женскими персонажами классических произведений. И гендер мой совпадает с полом, подозреваю, дело не в этом, а в свойствах текстов. Находишь себя в Обломовом, думаешь мысли "автора" "Евгения Онегина", чувствуешь родство с Пьером Безуховым (ну и влюблен в Печорина - попробуй тут не поддаться, понимаю Белинского).